Водун (Вуду) и Ифа — предсказание и духи африканских традиций

 

На фотографии Боконо — жрец западноафриканской традиции Водун делает предсказание на цепи.

Водун — религия, распространенная в Западной Африке родственная* в основе своей с традицией Ифа. Жрецы Афа* известны как Боконо используют аналогичную систему предсказания на цепи и орехах пальмы, как и Бабалаво (Жрецы Ифа).
*Водун родственная религия с Ифа. В интервью с Mama Zogbé (источник www.mamiwata.com). На вопрос как практика Водун в Западной Африке отличается от практики Воду (Вуду) на ост. Гаити, Mama Zogbé отвечает: «Практика и структура Водун религии в Западной Африке отличается от региона к региону. Религия  Водун не включает никаких западных религий типа католицизма и неафриканских практик. Можно найти более родственные отношения между Ифа — Ориша традицией йоруба и Дагомейским Водун (Бенин, Того, Гана), поскольку этим в настоящее время занимаются в Африке, чем между Дагомейским Водун и гаитянским Воду (Вуду).»

Фа*, как сообщают устные истории, является одной из первых сил, созданных Mawu, чтобы помочь в управлении его созданием. Сила Фа была создана, чтобы показать людям знание невидимого царства. Это знание достигается через процесс предсказания, которым занимаются Боконо —  традиционные предсказатели и жрецы Водун. Фа показывает желание Mawu через сложный процесс предсказания*, который выполняет Боконо.
*В йоруба традиции аналогичная сила Ифа (Орунмила). Орунмила — свидетель судеб и создания. Космология, практики, предсказание Водун идентичны во многих точках с космологией традиции народа йоруба Ифа.
* В Ифа традиции этот процесс называют дафа.

Люди консультируется с Боконо чтобы избежать неприятности или для обеспечения защиты, решения финансовых проблем, зачатия, победы и другим вопросам.  Тот, кто желает консультироваться с Боконо, приносит деньги* или продукты питания.

*Как правило в традиции йоруба Ифа, клиент дает обязательно деньги Бабалаво, так как они учувствуют в специальной церемонии жертвоприношения.

Боконо возьмет инструмент предсказания, он состоит из восьми специальных семян которые прикреплены к цепи*.
*В Ифа этот оракул называют опеле (цепь). Как правило, опытные Бабалаво предсказывают на икин (орехи пальмы) так как они представляют силу Ифа/Орунмила.

Затем Боконо выполнит бросок цепи, и будет смотреть, сколько открытых и закрытых семян. Следующий шаг Боконо отметит символ на земле*.
*В Ифа практике, Бабалаво может отметить на земле символ, также отмечают на Опон (доска) Ифа. Каждый символ* имеет свой собственный набор стихов. *Эти символы в Ифа называют Оду. Используя стихи*, Боконо расскажет о проблеме клиента. Источник проблем могут включить колдовство или отказ чтить предка или водун (дух), также нападения врага и многое другое.
Каждое Оду Ифа (их 256) содержат есе (стихи), итан (истории), инструкции по предложению соответствующих жертв духам.  Каждое Оду содержит как минимум по 2,000 ese (стихов) в общей сложности выходит около 500,000 стихов Ифа.  Но, как правило Бабалаво достаточно знать от 4 до  до 7 стихов чтобы выполнить эффективно работу. Для устранения проблем*, Боконо сообщит клиенту, какие жертвы нужно предложить чтобы умиротворить водну (дух).
В Ифа практике после дафа следует ритуальный процесс включающий инвокации, заклинания и жертвы, устраняющие проблемы клиента. Так же Бабалаво предпишет, каких из Ориша (дух) следует умиротворить.

На фотографии сделанной Бабалаво В. Вайтом в Западной Африке, видно как жрица отмечает магические символы в начале церемонии. Аналогичные символы мы можем найти в традиции Воду (Вуду) ост. Гаити и африканской традиции Водун.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функция духовных сил в традиции йоруба Ифа (Ориша) и традиционной религии Дагомейского  Водун в основе своей идентичны.

Духи Ориша традиции Ифа   —    Духи  Водун              

 Èsù / Èlègbara/Odara                                Légba                                      

Obàtálá                                                                   Lisa                                         

Òsùmàrè                                                Dan Ayido Hwedo                 

Ògún                                                                            Gu                                            

Òsóòsí                                                                        Age                                          

Nàná Burukú                                                Nana Bukuu                          

Sàngó                                                                      Heviosso                                

Yemoja                                                                  Averekete                                

Ifá / Òrúnmìlà                                                         Fa                                             

Sònpònnó                                                            Sakpata                                   

Iroko                                                                           Loko                                         

Òsanyìn                                                                     Osun                                        

Oya                                                                                 Aizan                                        

Òsun                                                                               Aziri                                          

Ibeji                                                                                 Hoho